Персональный сайт

Чириковой
Василисы Семёновны

Воспитатель детского сада «Ромашка»,
с.Графский Берег, МО «Намский улус», РС (Якутия)


  • общий педагогический стаж 14 лет в данном учреждении 14 лет
  • Квалификационная категория: высшая
  • Образования Намский педагогический колледж технологии и дизайна им. И.Е. Винокурова. Учитель технологии с дополнительной подготовкой в области изобразительного искусства и дизайна
  • Переподготовка «Центр непрерывного образования и инноваций» г. Санкт-Петербург по программе: «Дошкольная педагогика и психология: воспитатель дошкольной образовательной организации»

Авторитет родителей

Авторитет родителей. Пример для подражания.

(с цитатами и выдержками А.С.Макаренко).

Дети все замечают

Сами того не замечая, мы каждый день становимся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.

Еще около 150 лет назад все следовали правилу: сын дворянина рождался дворянином, крестьянский сын должен был быть крестьянином, купеческий — купцом. На данный момент таких преград не существует. Ребенок даже из самой бедной семьи может получить качественное образование, найти достойную работу и главное, быть счастливым. Его счастье далеко не всегда зависит от накопленных родителями материальных благ, а скорее от того, чему его смогут научить родители, каким откроют для него этот мир. Многое зависит от активной позиции в жизни, от умения общаться с людьми и прилично вести себя в обществе, договариваться с другими людьми, быстро усваивать новую информацию.

Таким образом, сложно представить, что дети ленивых людей, которые заполонили квартиру всяким ненужным хламом, редко убираются, все их интересы сводятся к просмотру телевизора и обсуждению соседских скандалов, будут испытывать «стахановские колики» в учебе и на работе, будут приятны в общении. А невежды смогут вырастить глубоко образованных людей.

Умение воспитывать

«Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике, на примере.»

А.С.Макаренко «Лекции о воспитании детей»

Часто многие родители говорят, что само слово «воспитание» их коробит. «Я только лишь живу с ними, помогаю им, забочусь о них, стараюсь делиться всеми своими умениями и знаниями во всех сферах жизни, соизмеримыми с их данных возрастом, ставлю границы тогда, когда их действия либо опасны для них, либо заходят за пределы интересов окружающих людей.» Так почему же это не воспитание? Одним своим правильным построением жизни, отношениями в семье, своими целями вы уже воспитываете ребенка. Ведь воспитание — это не просто «тыкание» развивающих карточек. Это огромный комплекс общения с ребенком.

Образование и карьера

Вспоминая «лихие 90-е», думаю о том, что очень многие действительно умные люди не смогли найти свое место под солнцем в то не простое время. Кто-то считал последние копейки, другой начал пить, кто-то простился с жизнью. Очень важной особенностью характера является умение адаптироваться в новых обстоятельствах, уметь разумно рисковать. Это тоже родом из детства. Если вы с детства слышите «не высовывайся», «знай свое место» , «тебе никогда этого не достичь», вам очень сложно поверить в себя, ведь близкие вас не поддерживают. И, что бы мы не говорили о самостоятельности, мнение близких людей играет огромную роль.

Когда началась перестройка многие образованные люди пошли работать на рынок. Одна моя знакомая именно так и поступила. В это время ее сын учился в школе. Она постоянно говорила ему: « Ну и зачем я училась в институте, все равно нигде, кроме рынка сейчас работать не могу. Да и тебе институт не нужен, зачем время тратить». Как вы думаете, у мальчика было стремление поступать в институт? Нет, он тоже пошел на рынок.

А ведь помимо влияния на будущую работу, образование имеет большое значение для познавания чего-то нового, для появления новых друзей и возможностей. А кто-то находит свою вторую половинку во время учебы. Образование не бывает лишним.

Наши успехи и неудачи в карьере тоже являются примером для ребенка.

Стоит взять на себя большую ответственность и понять, что мы «воспитываем» своего ребенка каждый день своими словами, поступками, своим образом жизни.

Счастливые родители и дети

А.С.Макаренко пишет о важности для ребенка счастливых родителей:

«Между прочим, если родители получают удовольствие, ходят в театры, ходят в гости, шъют себе хорошее платье, то это хорошее воспитание для детей. Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью, а родители, которые сами ходят обтрепанные, в стоптанных башмаках, отказывают себе в том, чтобы пойти в театр, скучно добродетельно жертвуют собой для детей, это самые плохие воспитатели»

Действительно, чьи слова были бы для вас более авторитетными: жизнерадостной, общительной, хорошо выглядящей женщины, с которой хотят общаться другие или негативно настроенной скучной плаксивой дамы. Ведь мы берем те примеры, которым хотим подражать. То есть если вы счастливы по-своему, ведь для каждого счастье свое — особенное, ребенок это чувствует и принимает ваши слова за «правду», за истину, которая приведет и его к счастью.

Хотя, «какой угодно счастливый дурак едва ли воспитает хорошего ребенка. Известный интеллект — ум, рассудок, активность, внимание должны быть», говорит А.С.Макаренко о «Книге для родителей».

Отношения в семье

Вы наверняка замечали, как часто, вырастая, дети в своей собственной семье живут «так как у родителей». Программа семейных отношений усваивается в детстве. Если муж с женой не уважают друг друга, ругаются и кричат, а потом учат ребенка быть вежливым, дают советы как ему нужно жить в его семье, то эти слова сложно воспринять за «правду», т.к. личный пример родителей говорит о другом. Иногда в таких семьях дети не принимают программу родителей, отвергают ее и строят иную семейную стратегию. Значит, их в глубине души не устраивают отношения родителей, эти отношения не пример для них.

Логично, если мы хотим счастливой семейной жизни для своего ребенка, то нужно показать тот самый «положительный пример», который им когда-нибудь захочется повторить для своего личного счастья.

«Везде, где муж хочет жене счастья, а жена мужу, там дети хорошие, — конечно, если дело идет о двух толковых людях» пишет об этом А.С.Макаренко.

Родительский авторитет

Всемирно известный советский педагог А.С.Макаренко великолепно объясняет понятие родительского авторитета:

«Так что же такое «родительский авторитет и откуда он берется?

Смысл авторитета в том и заключается, что не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого он есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди.

Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.»

Предыдущая статья: Моя группа (Фото)
Следующая статья: Воспитание дружеских отношений в игре

Комментарий читателей статьи "Авторитет родителей"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *